Направления работы

Целью деятельности учителя-логопеда является преодоление речевой недостаточности ребенка-логопата, то есть малыша с речевым нарушением.В группе для детей с общим недоразвитием речи логопед имеет дело со сложным и стойким речевым дефектом, самостоятельно побороть который ребенок не сможет.Логопед диагностирует нарушение, то есть выделяет комплекс речевых проблем и дает оценку изменениям в речевом развитии, определяет соответствующие приемы воздействия, обеспечивает индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.

Посредством ежедневной коррекционной работы логопед стремится исправить:

  • Нарушения понимания речи: непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.п., нежелание слушать сказки, стихи.
  • Фонематическое недоразвитие: несформированность процессов дифференциации (различения) звуков («б» слышится как «п», «ш» как «с» и т.п.), недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, выделение первого звука в слове).
  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик» - мальчик, «девотька, деатька» - девочка, «тиифон», «тиихон» - телефон, «пубик, пупики» - кубики, «каваада» - сковорода, «катоська, катотька» - картошка, «кипитики, тититики» - кирпичики», «фапофки» - сапожки, «касий» - красный, «атаму сьта» - потому что).
  • Нарушения слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например, «ку» - кубики, «ма» - маленький, «мако» - молоко, «дека» - девочка, «исипед, сипед, апед» - велосипед, «авада, ада» - сковорода, «атуа» - температура, «фон» - телефон, «деи» - делает, «синя» - машина).
  • Лексические недостатки:бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу», тууу» - уехали; «бибика» - машина, «ко-ко» - яйцо, курица, «чик-чик» - клюв, птичка, «тяй» - чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями – «ууу», «ввв» -  или без звукоподражаний – самолет; «кутитя» (крутится) – юля; «такая гоит» - лампочка; «вон там» с показом на окно – дерево).
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания: «мами, мамом, с мами» -  с мамой; «капает апатом» - копает лопатой; «нога игуськи» - много игрушек; «скадёт пиамидки» - складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка» - девочка и мальчик стоят на качелях (то есть качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лёт титотьки, лёт водитьки» - поливает цветочки, поливает водичкой; «касий фтаны» - красные штаны; «он упава» - колесо упало; «ису деевы» - в лесу растут деревья.
  • Нарушения связности высказывания: неспособность составлять высказывания по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему (например: «Они дйя птитек домики. Зима быва. семетьки дйя птитек давайи. И в доме быйи птисы и снигик. Один быв снигик на снигу, двугой йитав» - сюжетная картина: Зимний парк. Дети развешивают кормушки, насыпают в кормушки зерна. На кормушке и вокруг нее воробьи и снегири).
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.
  • Нарушения общения.

Важно помнить, что успешная логопедическая работа в случае общего недоразвития речи   становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода.  Коррекция речевого недоразвития должна проходить на фоне медикаментозной терапии и сопровождаться максимальной помощью родителей и воспитателей.

Чем скрупулезней будут соблюдаться данные условия, тем лучший результат получит специалист.

Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации г. Тулы

Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тульской области

Российское образование. Федеральный портал

Министерство образования Тульской области

Портал "Регионы России"

Горячая линия

"РОСКОМНАДЗОР"

"ГосУслуги"

"Портал bus.gov.ru"