Средства обучения и воспитания
В МБДОУ ЦРР № 5 обеспечена возможность осуществлять образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.
Предусмотрены группы общеразвивающей и компенсирующей направленности. Групповые ячейки, кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования, музыкальный и физкультурный залы оснащены необходимой мебелью и оборудованием, в том числе, техническими средствами обучения. И мебель, и оборудование отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Предметно-развивающая среда групп и образовательных помещений подобрана в соответствии с ФГТ и учитывает общие закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе.Программно-методический комплект: программа, учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы), диагностические материалы, - игры, игрушки, дидактический материал, а также издательская продукция обеспечивают все составляющие воспитательно-образовательного процесса. Образовательную, воспитательную, коррекционную и оздоровительную работу с детьми осуществляет квалифицированный кадровый состав: воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.
В МБДОУ ЦРР № 5 гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русский язык.
Образование носит светский характер.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Раздвинуть рамки воспитательно-образовательного пространства МБДОУ позволяет механизм социального партнерства.
Общее количество социальных партнеров:
- Богородичный Пантелеймонов Щегловский мужской монастырь;
- ГБОУ СПО «ТПК № 2»;
- Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»;
- Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей – усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”»;
- ГУЗ «Детская городская поликлиника № 2 г. Тулы»;
- ГУК «Тульская областная детская библиотека»;
- ГУК ТО «Тульская областная филармония им. И. А. Михайловского»;
- Комиссии: по делам несовершеннолетних, по опеки и попечительству, по защите прав детства;
- МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Пролетарского района г. Тулы;
- МБОУ СОШ №40, 56 г. Тулы;
- Местные СМИ;
- Музей П.Н. Крылова – филиал ГУК ТО «Объединение «Историко – краеведческий и художественный музей»;
- Музейно – выставочный центр «Тульские древности»;
- Отделения полиции, ГИБДД, ГПН;
- Тульский камерный драматический театр;
- Тульский театр кукол «Оле - Лукойе»;
- Тульский Театр Юного зрителя;
- Тульский учебный театр «Арт-Союз»,
- ФГБОУ ВПО ТГПУ им. Л. Н. Толстого;
- Центр психолого-медико-социального сопровождения «Преображение»;
- Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников «Контакт».
Формы взаимодействия с социальными партнерами:
- договорные отношения по образованию, воспитанию и развитию дошкольников (согласование содержания образовательных программ, разработка рабочих программ, системы мониторинга творческого сотрудничества, развитие непрерывного воспитательного процесса, организация научно – методической работы);
- оказание консультативно – диагностической, методической помощи семье;
- участие специалистов социальных партнеров в образовательном и воспитательном процессе на их базе и базе МБДОУ;
- оказание технической помощи МБДОУ в организации и проведении образовательного процесса;
- участие представителей социальных партнеров в Совете МБДОУ.
Нельзя отметить, что в патриотическом воспитании дошкольников важную роль играет музей. Современный музей это социальный институт и хранилище социальной памяти. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нем.
Педагогическая цель работы МБДОУ и музея это формирование эмоционально – личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия. Нашим педагогам близка идея Е. Вансловой (кандидата филологических наук): представлять культуру в виде беседки с тремя колоннами. Одна из этих колонн – уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности. Вторая колонна – историческое сознание, применительно к малышам – чувство времени, умение плыть по реке времени, ощущая прошлое и будущее. Третья колонна - отношение к предметному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные документальные свидетельства эпохи – предметы и памятники, беречь и ценить их. Эти три колонны стоят на мощном фундаменте, на трех глыбах. Первая глыба – эстетическое воспитание, вторая – нравственное воспитание, третья глыба – духовность. Вот этих трех колонн и трех глыб фундамента для детей вполне достаточно. И здесь очевидна цель работы ДОУ с предметами музейного значения и памятниками: оказать воздействие на систему ценностей детей, помочь формированию нравственной личности гуманиста, нацеленной на не потребление, а на творческий подход к жизни.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.