Открытое коррекционно-развивающее занятие по лексической теме "Цветы" в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель занятия: содействовать развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией.
Методики, применяемые на занятии:
- «Буквы и слова». Развитие зрительного и слухового внимания, формирование умения читать буквы, слова. Работа со схемой слова.
Инструкция: «Прочитайте часть слова. Подумайте, какое растение появится на нашей доске? Проверьте ответ, нажав на поверхность экрана».
Пример задания:
«“г••р••н” - “георгин”»; «“б•р••••ы” – “бархатцы”» и т.д.
- «Звуки». Выделение звука в заданной позиции: первый. Дифференциация фонем по признаку «твердости-мягкости».
Инструкция: «Какие цветы изображены на слайде? Выделите первый звук в каждом слове – названии цветка. Проверьте ответ».
Пример задания:
- “Маргаритка”. На “раз, два” слушаю ваш ответ. Раз-два: хором…
- М.
- Пион. Раз-два…
- Пь. И т.д.
- «4-й - лишний». Стимулирование мыслительной деятельности детей. Осознанная ориентировка в акустическом составе слова.
Инструкция: «Назови цветы, изображенные на слайде. Подумай, какой из них лишний. Обрати внимание на последний звук. Проверь ответ».
Пример задания: «Георгин. Пион. Тюльпан. Роза. Лишняя роза. В этом слове последний звук «а».
Георгин, пион, тюльпан заканчиваются на «н».
- «Подумай, не торопись». Совершенствование навыков сложного фонематического анализа.
Инструкция, пример задания: «Вспомни цветок, название которого начинается с последнего звука слова “пион”. (Нарцисс). С последнего звука слова “роза”? (Астра)».